Прицепы для перевозки пчёл: для чего нужен и как им пользоваться

Как оформить кочевую пасеку

Приняв решение использовать выездную пасеку, изучите перечень документов, разрешающих такой вид деятельности. На пасеку в обязательном порядке заполняют ветеринарно-санитарный паспорт. Этот документ дает разрешение на выполнение любых действий — перевозку ульев, продажу меда, пчеломаток, покупку семей и т.д.

Семь разделов включают в себя сведения о владельце пасеки, ее описание, местоположение, характеристику семей, количество ульев, санитарное состояние и здоровье насекомых, перечень профилактических мероприятий, результаты лабораторных исследований пчел, меда, перги и т. д.

Получить документ можно в районной ветеринарной станции. Предварительно хозяйство проверяет ветеринарный врач, берет пробы для анализа, дает заключение о соблюдении санитарных норм и правил. Если претензий нет, выдается паспорт с подписью врача и печатью.

Каждый пасечник должен точно знать, как получить паспорт пасеки, какие мероприятия следует провести в своем хозяйстве перед проверкой.

Перед выездом необходимо оформить один из санитарных документов, представленных ниже:

  1. Ветеринарное свидетельство (форма № 1) — необходимо для перевозки пчел за пределы района проживания в любое место на территории России. Оформляется в ветучреждении, подведомственном органам исполнительной власти субъекта РФ, подписывается руководителем или врачом, у которого есть на это полномочия, заверяется печатью.
  2. Ветеринарная справка (форма № 4) — необходима для перевозки пчел в пределах района проживания. Оформляется в ветучреждении, подведомственном органам исполнительной власти субъекта РФ, подписывается врачом, заверяется печатью.
  3. Ветеринарный сертификат (форма № 6.1).

Если мобильная пасека планируется в лесу, то следует знать статью 38 Лесного кодекса. По этому документу пасеки можно располагать в лесных угодьях на основании договоров аренды с учреждениями, на территории которых находится лес.

В регионах РФ действуют собственные законы, которые необходимо знать и выполнять.

Кроме того, необходимо иметь разрешение на управление транспорта с прицепом и открыть соответствующие категории. Прицеп должен быть обеспечен номерными знаками, документами ГИБДД, допустимый вес без груза 750 кг..

Еще больше требований предъявляется к документации и деятельности, если используется пасека как бизнес.

Выбор прицепа для перевозки пчел обзор трех моделей

Для опытного пчеловода прицеп – это незаменимое устройство. К наиболее распространенным агрегатам относится модель 817730.001, Прогресс и Тандем.

Двухосный оцинкованный МЗСА 817730.001

МЗСА модель 817730.001 – наиболее устойчивая и надежная конструкция для перевозки пчел. Устройство сделано из оцинкованной стали, а сверху обшито водоустойчивой фанерой.

Особенности МЗСА 817730.001:

Перед и зад модели откидывается;

Масса груза достигает 950 кг;

Для долговечности конструкции подвижные элементы обработаны веществом на основе цинка.

Пчеловод от производителя Прогресс

Прогресс прицеп предназначен для неровных дорог. Модель отличается специфической рессорной подвеской, которая хорошо амортизирует все проблемные участки местности.

Характеристика устройства Прогресс:

Высота бортовых стенок составляет 15 см;

Механизм способен поднимать груз весом до 1 т;

Нижняя часть обшита водоустойчивой фанерой.

Прицеп для пчёл Тандем

Улья в прицепе Тандем размещаются в два ряда. При установке пчелиных жилищ по бокам посередине образуется проход шириной примерно 1 м, который позволяет пасечнику свободно передвигаться. Установка предназначена для транспортировки грузов на близкие и дальние расстояния.

Преимущества модели Тандем:

В комплект входят ремни-стяжки для удобной фиксации ульев и дополнительное колесо (запаска);

Высота конструкции составляет 1,3 м, что упрощает процесс снятия и погрузки пчелиных жилищ;

Во время перевозки улья размещаются в один ярус, но при остановке можно разместить их в 4 этажа.

Как собрать прицеп для пчел своими руками

Чтобы изготовить прицеп для перевозки пчёл своими руками, для начала необходимо сделать чертёж. Также вам понадобится готовая повозка или конструкция, напоминающая тележку. Специалисты-пчеловоды рекомендуют использовать прицеп. Например, прицеп от «ОЗПТ-Сармат».

Итак, для изготовления прицепа вам понадобятся:

  • труба профильная 25×50 мм. — 12 м.;
  • труба профильная 20×40 мм. — 24 м.;
  • уголки 4×180 мм. —2 шт.;
  • уголки 4×60 мм. —10 шт.;
  • железные петли — 10 шт.;
  • труба круглая 20×240 мм. — 3 шт.;
  • панели из пластика 10×180 см. — 20 шт.;
  • лист стали, размер которого рассчитан по чертежу в зависимости от габаритов изделия;
  • подшипники — 8 шт.;
  • фанера толщиной в 16 мм. для формирования дна в прицепе;
  • сварочный аппарат.

Первым этапом изготовления прицепа для пчёл будет увеличение длины его основания на 1-1,5 м. Для этого понадобится профильная труба. После этого на сам прицеп нужно установить ходовую часть.

Пошаговая инструкция по сборке прицепа:

В первую очередь необходимо изготовить раму-основание для прицепа. Здесь понадобится профильная труба 25х50 мм. Габариты готовой конструкции должны быть 2,4х1,8 м

ВАЖНО! Для обеспечения максимальной надёжности прицепа, через каждые полметра необходимо закрепить профили 20х40 мм. Приваривать трубы необходимо поперёк основанию прицепа.
Следующим шагом будет закрепление полученной конструкции непосредственно к раме прицепа

Для этого понадобится сварочный аппарат. После того, как сварочные работы будут завершены, разделите полученную конструкцию на 3 части и нанесите разметку.
Дальше нужно создать движущиеся салазки, предназначенные для размещения на них ульев с пчёлами.
Из профильной трубы 25х50 мм. нужно вырезать и изготовить движимые салазки.
Далее с помощью уголков 4х60 мм. нужно сделать места для размещения ульев. Делается это путём приваривания уголков к днищу прицепа. С каждой стороны должно получиться по 5 мест для ульев.
Учитывая размещение только что приваренных уголков для ульев, на их уровне с помощью сварочного аппарата закрепить по 5 петель с каждой стороны. Они служат для фиксации погруженных на прицеп ульев и обеспечивают безопасность перевозки пчёл.
На следующем этапе необходимо выложить дно полученной конструкции листом железа. ВАЖНО! Заранее определите необходимые габариты металла, исходя из чертежа готового прицепа.
На следующем этапе понадобятся подшипники. Равномерно распределите их на раме конструкции. Это обеспечит подвижность салазок.
Теперь, когда основные движущиеся части прицепа готовы, необходимо выстелить дно конструкции фанерой толщиной 16 мм., поверх металлического листа.
Дальше приготовьте профильные трубы 20х40 для стоек. Их необходимо равномерно распределить по углам прицепа и приварить. Длина труб при этом должна быть не менее 1,55 м.
Там, где будут размещаться салазки с каждой стороны готовой конструкции, приварите по 2 стойки из той же профильной трубы 20х40 мм. Высота стоек при этом должна быть 1,65м.
Теперь практический готовый прицеп нужно укрепить трубой (круглой) 20х240. При этом её необходимо фиксировать через дышло конструкции.
К только что установленной трубе приварите по 2 уголка 4х180 с каждой стороны.

Вот и всё! Ваш прицеп для транспортировки пчёл готов. Последним этапом работ будет создание основания для тента. Для этого используйте все оставшиеся уголки. В качества тента можно использовать пластиковые панели.

Каждый пчеловод со стажем просто обязан иметь в своём распоряжении прицеп для транспортировки пчёл и ульев, чтобы обеспечить им комфортный переезд и получать максимальный «урожай» мёда.

Особенности использования прицепов

Автомобильные прицепы, выполненные собственноручно, необходимо использовать только по назначению, соблюдая масштаб изделия, который не должен превышать максимально дозволенные рамки ПДД. Необходимо как можно чаще проводить осмотр прицепа, заключающийся в выравнивании искривлённых деталей, повреждённых вследствие ударов при движении по кочкам, и подтягивать крепления.

При буксировке пчелиных семей недопустимо превышать скорости — это приведёт к виляющему движению повозки. При передвижении нельзя резко тормозить, а также неравномерно распределять перевозимый груз, иначе повозка опрокинется.

Вам будет интересно узнать, как сделать павильон для пчёл своими руками.

Особенности использования прицепов

Основными вариантами перевозки ульев являются прицепы, платформы и павильоны. Они продаются уже готовые. Но из-за высокой стоимости часто пчеловоды предпочитают изготовить их своими руками. Это экономит средства и позволяет учесть особенности ульев, климатических условий.

Существуют правила и условия перевозки и установки:

  • перевозить пчел лучше ранней весной и осенью, когда они активны и полны сил, чтобы облететь новое место (идеальным временем считается ранняя весна, так как в ульях нет ещё тяжелых рамок с медом и нет новых сот);
  • новое место не должно быть близко расположено к старому, иначе часть пчел, или даже целая семья, может вернуться на прежнее место;
  • удаленность от конкурентов должна быть минимум 3 км;
  • передвижная платформа устанавливается в месте, где пчелы будут обеспечены чистой водой;
  • мобильная пасека устанавливается параллельно медоносным участкам и должна быть защищена от ветра и палящего солнца.

Автомобильные прицепы, выполненные собственноручно, необходимо использовать только по назначению, соблюдая масштаб изделия, который не должен превышать максимально дозволенные рамки ПДД. Необходимо как можно чаще проводить осмотр прицепа, заключающийся в выравнивании искривлённых деталей, повреждённых вследствие ударов при движении по кочкам, и подтягивать крепления.

При буксировке пчелиных семей недопустимо превышать скорости — это приведёт к виляющему движению повозки. При передвижении нельзя резко тормозить, а также неравномерно распределять перевозимый груз, иначе повозка опрокинется.

Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

Перво-наперво, полностью поймите своих пчёл и как они ориентируются на свои ульи

Это важно, потому что, если вы не примете это во внимание, вы потеряете пчёл

Пчёлы имеют радиус 3-5 км., но перемещение чего-либо более чем на 3 м
за раз может запутать пчёл, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности
Для больших миграций пчёлам нужно будет переориентироваться на локацию улья. Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение

Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение

за раз может запутать пчёл, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности
Для больших миграций пчёлам нужно будет переориентироваться на локацию улья. Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение. за раз может запутать пчёл, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности

Для больших миграций пчёлам нужно будет переориентироваться на локацию улья

за раз может запутать пчёл, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности. Для больших миграций пчёлам нужно будет переориентироваться на локацию улья. Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение

Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение.

Для перевозки ульев и пчёл используются прицепы различных конструкций и модификаций. Самые распространённые из них:

  • легковой прицеп (прицеп легкового автомобиля);
  • платформа;
  • павильон.

Для транспортировки на небольшое расстояние, например, в пределах собственной пасеки или на соседний участок, можно воспользоваться обычной тележкой или просто ремнями. Конечно, здесь лучше заручиться поддержкой соседа или партнёра по пасеке. Рассмотрим виды самодельных прицепов для перевозки пчёл более подробно.

Прицеп легкового автомобиля

Прицеп легкового автомобиля используется для транспортировки ульев на небольшие расстояния или при небольшом количестве пчёл. Этот способ выделяется простотой и удобством, поскольку погрузить и выгрузить ульи здесь можно самостоятельно.

Профессиональные пчеловоды при транспортировке ульев пчелоприцепом на легковом ходу рекомендуют придерживаться таких рекомендаций:

Чтобы избавить прицеп и непосредственно пчёл от стресса и вибраций при перевозке, обязательно используйте солому или другой подобный материал в качестве подстилки на днище прицепа.
Распределяйте ульи правильно – их необходимо расположить параллельно бортам легкового прицепа.
Между ульями необходимо выдерживать определённый интервал. В большинстве случаев 10-15 см. будет достаточно.
Внимательно следите за поведением пчёл и положением улья непосредственно при погрузке и разгрузке

Выполнять работы необходимо с особой осторожностью.
Перевозите пасеку осторожно, максимум при 50-60 км/ч.
Правильно размещайте груз и обязательно зафиксируйте каждый улей ремнями.

Прицеп-платформа

Платформа для перевозки пчёл является наиболее популярным среди отечественных пчеловодов. Он представляет собой открытый прицеп с одной или двумя осями. Средняя вместительность такого прицепа – 50-60 ульев.

Среди основных преимуществ такого вида прицепа для пчёл выделяются следующие:

  • платформа может иметь несколько ярусов в высоту, позволяя перевозить большее количество ульев за один раз;
  • такой прицеп можно накрыть тентом или пластиковыми панелями, которые уберегут пасеку от дождя или прямых солнечных лучей;
  • процедура погрузки и выгрузки сот значительно упрощена благодаря их вертикальному расположению.

Прицеп-павильон

Такой павильон для пчёл выделяется среди остальных тем, что он также является и место обитания пчёл. То есть для их перевозки достаточно просто подцепить павильон к автомобилю, и можно сразу отправляться в путь. В большинстве случаев такие павильоны вмещают 30-40 домиков для пчёл (по 5 штук с каждой стороны в 3 ряда).

Разновидности

На сегодняшний день существуют следующие виды прицепов, которые используют для того, чтобы бы осуществить перевозку пчел с ульями на близкое и дальнее расстояния:

  • Прицеп для перевозки ульев, крепящийся на легковую машину.
  • Специальная платформа, на которую можно выставить домики.
  • Специально сконструированный пчелопавильон.

Для легкового авто

Именно легковые авто можно использовать для кочевого пчеловодства, когда пасека не слишком большая и перевезти ее нужно на незначительное расстояние.

Но необходимо учитывать следующие особенности, которые помогут сохранить насекомых в рабочем состоянии и не допустив у них лишнего стресса:

  • На днище пчелоприцепа выкладывают какой-либо амортизационный материал, например, солому. Она снижает интенсивную вибрацию домиков.
  • Размещать ульи таким образом, чтобы соты в рамках располагались торцом по ходу движения, а не всей плоскостью.
  • Между двумя соседними домиками необходимо выдержать при постановке на пчелоприцеп расстояние минимум в 10 см.
  • При погрузке и разгрузке ульев на прицеп для легкового автомобиля, соблюдать все меры безопасности и стараться излишне не трясти и не наклонять ульи.
  • Рамы должны быть максимально жестко закреплены, чтобы они оставались в неподвижном состоянии.
  • При движении пчеловодческий прицеп для легкового автомобиля должен идти со скоростью не более 50 км/ч.

Для грузового авто

Для грузового авто может быть оборудован специальный прицеп для перевозки пчел с ульями. Он может покупным или самодельным. Отлично, если продуман погрузчик для ульев или специальный манипулятор. Это существенно облегчит выгрузку и погрузку домиков.

Платформа

Так как перевозить пчел можно и на платформе, следует учитывать, что она может быть одноосной или двухосной и располагать в себе одновременно до 50 конструкций.

Преимущества ее использования заключаются в:

  • Возможности создания многоярусной конструкции размещения домиков.
  • За счет верхнего каркаса можно натянуть специальное укрытие, которое защитит пчелосемьи от палящего солнца или дождя.

Павильон

Удобно перевозить пчел в специально оборудованных платформах. Они могут быть следующих видов:

  • Стационарные. В этом случае конструкция не имеет колес, а выставляется на определенное место, где и обслуживается пасечником. Вывозится один раз на длительный промежуток времени.
  • Передвижная платформа для перевозки пчел. Имеет колесную базу. Оснащена рабочей и бытовой частью.
  • Кассетная платформа для перевозки ульев имеет специально отведенные секции (ячейки) под домики.

Готовые модели

Если есть такая возможность, то лучше всего приобрести готовые прицепы для ульев под легковой или грузовой автомобиль. Рассмотрим наиболее популярные модели.

817730.001

Это двухосная конструкция, которая высоко устойчивая и практически не имеет раскачивания, что является важным фактором при перевозки пчел в ульях на легковом авто. Крепление осуществляется через дышло V-образной формы. Грузоподъемность такого прицепа составляет до 450 кг.

Прогресс

У данной конструкции имеются борта высотой 0,15 м. Рессоры достаточно хорошо амортизируют неровности дороги, что позволяет осуществлять переезд по не совсем комфортной и ровной местности. Способен взять на свой борт 560 кг груза.

Тандем

Данная конструкция также является двухосной, но габариты ее существенно больше, чем у предыдущего изделия. При постановке ульев по длинный боковым сторонам, между рядами остается проход шириной около 1 м, что позволяет достаточно удобно работать пасечнику.

С помощью данного прицепа для перевозки пчелиных ульев, транспортировку можно осуществлять, как на ближнее, так и на дальнее расстояния.

Ось

Второе название этой конструкции «Пасека седельная». Она позволяет размещать домики в несколько рядов, не ухудшая их вентиляцию. Грузоподъемность у нее солидная и составляет 1,5 тонны.

К тому же из преимуществ стоит отметить наличие выдвижной кассеты, которая позволяет еще дополнительно разместить 8 ульев.

МЗСА

Данный тип платформы имеет одноосную колесную базу. Способен перевести 360 кг. По бортам устанавливаются специальные профильные конструкции, которые дают возможность удобно разместить домики. По передней и задней бортовой поверхности имеются плоскости, которые можно разложить до горизонтального положения и совмещения со дном прицепа. Это позволяет увеличить рабочую плоскость и обеспечивает дополнительный комфорт.

Самостоятельное изготовление прицепа

Готовые промышленно изготовленные пчелоприцепы зачастую представляют собой сложные конструкции и оснащены многими специальными приспособлениями – погрузчиками, лифтами, устройствами для откачки меда и тому подобными. Их главный недостаток – цена, поэтому многие пчеловоды конструируют и собирают такие прицепы своими руками.

Основа для прицепа может быть любой – одно- и двухосной, от трактора или легковой машины, это может быть также самодельная конструкция с заводской ходовой частью. Главные требования к конструкции:

  • предусматривается прочное закрепление рамок и защита от раскачивания;
  • расстояние между ульями – не менее 10 см для вентиляции и доступа воздуха;
  • рамки должны располагаться параллельно переднему борту;
  • все дополнительные элементы конструкции (лесенки, откидные борта, отсеки для инструментов) необходимо предусмотреть заранее.

При наличии обычного легкового автоприцепа с бортами можно относительно легко и недорого сделать транспорт для перевозки пчел:

  1. Подготовка основы прицепа. Необходимо предварительно измерить размеры ульев и платформы, чтобы оптимально использовать пространство. Площадку можно удлинить или надстроить, чтобы вместить нужное количество ульев, но при этом для перемещения по трассам необходимо соблюсти требования к габаритам, весу и прочим техническим особенностям, а также оформлению транспорта. Прицепу нужно обеспечить максимально плавный ход, отрегулировав рессоры и уменьшив его вес.
  2. Каркас или поддоны для ульев. Из фанеры и деревянных брусковисходя из размеров ульев нужно сделать секционные рамы. Для некоторых пчеловодов оптимальным вариантом в отношении погрузки и разгрузки будут контейнерные рамы на 4–6 ульев. Летки в них будут направлены в разные стороны.
  3. Скрепление ульев. Для фиксации ульев и их частей используются ленточные (стальная лента с запорным устройством), ременные (прорезиненая ткань с крючком) и ульевые (соединяют части улья) скрепы. За неимением специальных скрепов используются деревянные рейки.

При наличии прицепа в виде будки можно собрать свой павильон – передвижную пасеку без необходимости разгрузки ульев.

  1. Сделать каркас для размещения ульев. Оптимальной будет конструкция из двух рядов ульев в два яруса с проходом посередине. Для его изготовления используются деревянные бруски, стальные уголки, фанера.
  2. Сделать отверстия в бортах прицепа, чтобы они соответствовали местам расположения леток.
  3. Тщательно закрепить улья так, чтобы избежать падения или лишних вибраций при движении.

Не существует идеальной конструкции прицепа для перевозки пчел. В зависимости от транспорта, дорожных условий, требований пчеловода и прочих факторов удобными могут считаться как простые открытые платформы, так и специально оборудованные кассетные павильоны. Цена на готовые пчелоприцепы может достигать сотен тысяч рублей, и многие пчеловоды предпочитают делать их своими руками, используя в качестве основы тракторные телеги, легковые прицепы и даже самодельные конструкции. Многие из них по своим характеристикам и требованиям безопасности ни в чем не уступают промышленным образцам.

Кочевые павильоны

Кочевой павильон – специально оборудованный для транспортировки пчел прицеп грузового авто. Такое устройство позволяет мобильно и оперативно перевозить пчел с места на место. Кочевые павильоны имеют и другие преимущества:

  • комфортные и удобные условия для пчеловода;
  • формирование оптимальных условий для проживания пчел (чистота, минимальный уровень влаги, подходящая температура);
  • простой вывод маток;
  • отсутствие необходимости разбирать ульи для сборки меда;
  • защита от кражи;
  • комфортные условия для зимовки и разведения.

Главное преимущество кочевых павильонов – отсутствие необходимости в погрузке и разгрузке ульев. Несмотря на наличие плюсов, у подобного способа перевозки пчел имеются и минусы. Список недостатков включает:

  • малое пространство и количество света;
  • повышенную температуру в летнее время года;
  • низкий уровень облета маток;
  • злое и раздражительное поведение пчел;
  • большой размер денежных средств, необходимых для обустройства;
  • риск массовой заболеваемости пчел.

Недостаток света можно решить благодаря обустройству дополнительных окон и люков. Чтобы увеличить пространство в павильоне, следует использовать широкие и длинные прицепы. Для снижения температуры стены павильона и ульев необходимо покрасить в белый цвет, а в дне прицепа организовать вентиляцию.

Узнать подробнее об особенностях кочевого пчеловодства с использованием павильонов можно, посмотрев данное видео:

Разновидности механизмов для транспортировки ульев

Для перевозки пчелиных семей применяются устройства разных конструкций и модификаций. К наиболее популярным вариантам относится обычный прицеп легкового автомобиля, специально оборудованный павильон и платформа.

Пчелоприцеп на легковом ходу

При небольшом количестве ульев используется обычный прицеп для автомобилей, который применяется для транспортировки бытовых грузов. В стандартной конструкции поместиться около 20 жилищ медоносных пчел. Чтобы регулярно использовать прицеп в качестве транспортировочного устройства ульев, требуется дополнительно обустроить крышу, специальный механизм для погрузки и выгрузки грузов.

Прицепы для легковых машин характеризуются небольшой массой и простой эксплуатацией. Но во время перевозки улья требуется крепко зафиксировать, чтобы предотвратить их встряску. Прицепы от обычных автомобилей не отличаются хорошей вместительностью, поэтому для транспортировки больше 20 жилищ медоносных пчел требуется выполнить несколько поездок.

Прицеп-павильон для пчел

Пчелопавильон не привязан к машине, поэтому он используется для постоянного пребывания пчелосемей на определенной территории. Вместительность конструкции – до 50 ульев.

Разновидности павильонов:

  • Стационарные. Устройства не оснащаются колесами, поэтому их нельзя перевезти.
  • Кассетные. Оборудованы отсеками для размещения ульев.
  • На колесах. Подходят для транспортировки пчелиных жилищ в места, приближенные к медоносным базам.

Платформа для перевозки пчел

Платформа предназначена для мобильного пчеловодства. Ее конструкция позволяет транспортировать улья на значительные расстояния. Установка оборудована стойками и бортами. На рынке встречаются двухъярусные модели. Вместительность приспособления – до 50 ульев.

Плюсы платформы:

  • Меньшая встряска во время езды, так как платформа обладает небольшой массой;
  • Не нужно загружать и выгружать пчелиные жилища;
  • Можно прикрепить крышу для защиты пчелосемей от неблагоприятных погодных условий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector