Платформа для пчел своими руками видео. как сделать платформу для перевозки пасеки
Содержание:
- Рекомендации при покупке
- Подготовка и транспортировка
- Разновидности
- 4 Плюсы и минусы мобильного пчеловодства
- Платформы для пчел своими руками
- Изготовление
- Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев
- Виды
- Конструкция и принцип работы
- Как пчёлы реагируют на переезд
- Самостоятельное изготовление прицепа
- Как сделать прицеп для перевозки пчёл своими руками
- Что необходимо для кочевья
Рекомендации при покупке
Пасечные тележки доступны для покупки на специализированных рынках и в сельскохозяйственных магазинах. Причем предлагается по разным ценам и от разного производителя
При покупке такой тележки для перевозки ульев рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:
- материал, из которого собран каркас – долговечнее всего стальной каркас с порошковым защитным напылением;
- тип установленных колес – прочные пневматические колеса не требуют частой подкачки и при этом обеспечивают плавное движение по пересечённой местности;
- характеристики подъемника – если на модели указана подъемная сила в 150 кг, следует учитывать, что нагружать конструкцию до крайнего значения не следует, поэтому реальная подъемная сила тут будет равна 130 кг;
- комплектация – в некоторых моделях вместе с тележкой сразу идет съемная вилка, что очень удобно и экономичнее по стоимости.
Пчеловоду стоит знать, что пасечная тележка своими руками продается в разобранном состоянии. Поэтому после покупки, конструкцию придется собирать по инструкции самостоятельно. Если не хочется тратить лишние средства и есть необходимый опыт, то такой садовый агрегат можно сделать своими руками.
Подготовка и транспортировка
Стандартная подготовка:
- Вечером все медовые рамки заменяют светло-коричневой сушью;
- Устанавливают разделители – бруски 12-15 мм;
- Непосредственно до погрузки нужно закрыть летки.
Надо заботиться и о том, чтобы с закрытыми летками вентиляция не была нарушена. Одно из решений – установка «магазинов». А перевозку проводят ночью.
Погрузка в прицеп
Погрузку каждого улья выполняют после 23:00. Надо учитывать, что на место нужно прибыть в 10 утра или раньше.
Пчелы, которые не спят
Даже при использовании фиксаторов есть риск, что рамка слетит с креплений. И тогда пострадают не только соты, но и пчелы. Поэтому все ульи крепят очень тщательно.
Как правильно расставить ульи
Все ульи устанавливают на расстоянии, обеспечивающем доступ к каждой пчелосемье. Число корпусов:
- Акация белая – 6-10 на 1 га медоноса;
- Акация желтая – 1-3;
- Плодовые деревья – 1-2 для сбора и 2-3 для опыления, и т.д. (см. «Приложение 1» из «Правил»).
Землю возле каждого улья следует окашивать. Но обустройство пасеки на выезде этого не предусматривает.
Выбор места для пасеки
Ниже указаны требования «Правил».
Среднерусская | Башкирская | Дальневосточная | Кавказская | Краинка | Итальянская | |
Расход на каждую улочку Дадана, кг | 1.4 | 1.5 | 1.3 | 1.8 | 1.1 | 1.6 |
Все ульи увозят от «базы» на 1 км или больше. И тогда пчелы не вернутся. Раньше считалось, что увозить их надо на 5 км.
Кочевье
Устарело и требование о невозможности размещения на пути лета пчел с других пасек.
Правила перевозки
Все ульи должны быть скреплены. Перевозка ульев к пасеке ведется с закрытым летком, но подходит и закрытый павильон. При остановке на час и более ульи снимают с рамы. Затем их переносят в проветриваемое место.
Проживание на кочевье
Ульи остаются на пасеке, а пчеловод – не обязательно. Для постоянного проживания оборудуют отсек в кабине, также фургон или будку. Жилое пространство огораживают от пчел. В отдельном отсеке содержатся ульи и рамки.
Будка для пчеловода
Отдельный отсек будет огорожен от пчел. Он содержит соты и сушь, инвентарь, дезинфицирующие средства и тару.
Передвижная будка
Размещать на пасеке будку требовалось раньше, и она содержала:
- Аптечку;
- Мыло;
- Умывальник;
- По 2 халата и полотенца;
- Таз;
- Ведро с крышкой;
- Раствор хлорамина 1%.
Все окна делались из сетки.
Пожарная безопасность
Любая кочевая пасека требует внимания. Надолго оставлять ее без присмотра нельзя. Единых требований для пасек нет, есть только правила безопасности в лесу:
- Не разводить огонь, не курить;
- Возле улья не оставлять промасленную ткань и осколки стекла;
- Находясь на пасеке, не заправлять топливом бак работающего двигателя.
Рядом пусть находятся огнетушитель и телефон.
Разновидности
На сегодняшний день существуют следующие виды прицепов, которые используют для того, чтобы бы осуществить перевозку пчел с ульями на близкое и дальнее расстояния:
- Прицеп для перевозки ульев, крепящийся на легковую машину.
- Специальная платформа, на которую можно выставить домики.
- Специально сконструированный пчелопавильон.
Для легкового авто
Именно легковые авто можно использовать для кочевого пчеловодства, когда пасека не слишком большая и перевезти ее нужно на незначительное расстояние.
Но необходимо учитывать следующие особенности, которые помогут сохранить насекомых в рабочем состоянии и не допустив у них лишнего стресса:
- На днище пчелоприцепа выкладывают какой-либо амортизационный материал, например, солому. Она снижает интенсивную вибрацию домиков.
- Размещать ульи таким образом, чтобы соты в рамках располагались торцом по ходу движения, а не всей плоскостью.
- Между двумя соседними домиками необходимо выдержать при постановке на пчелоприцеп расстояние минимум в 10 см.
- При погрузке и разгрузке ульев на прицеп для легкового автомобиля, соблюдать все меры безопасности и стараться излишне не трясти и не наклонять ульи.
- Рамы должны быть максимально жестко закреплены, чтобы они оставались в неподвижном состоянии.
- При движении пчеловодческий прицеп для легкового автомобиля должен идти со скоростью не более 50 км/ч.
Для грузового авто
Для грузового авто может быть оборудован специальный прицеп для перевозки пчел с ульями. Он может покупным или самодельным. Отлично, если продуман погрузчик для ульев или специальный манипулятор. Это существенно облегчит выгрузку и погрузку домиков.
Платформа
Так как перевозить пчел можно и на платформе, следует учитывать, что она может быть одноосной или двухосной и располагать в себе одновременно до 50 конструкций.
Преимущества ее использования заключаются в:
- Возможности создания многоярусной конструкции размещения домиков.
- За счет верхнего каркаса можно натянуть специальное укрытие, которое защитит пчелосемьи от палящего солнца или дождя.
Павильон
Удобно перевозить пчел в специально оборудованных платформах. Они могут быть следующих видов:
- Стационарные. В этом случае конструкция не имеет колес, а выставляется на определенное место, где и обслуживается пасечником. Вывозится один раз на длительный промежуток времени.
- Передвижная платформа для перевозки пчел. Имеет колесную базу. Оснащена рабочей и бытовой частью.
- Кассетная платформа для перевозки ульев имеет специально отведенные секции (ячейки) под домики.
4 Плюсы и минусы мобильного пчеловодства
Такой метод содержания и разведения насекомых востребован многими хозяйствами. Он имеет как преимущества, так и недостатки.
Положительные качества:
- 1. Кочевой метод ведения хозяйства помогает развитию пчел. Этот процесс ярко выражен в середине весны.
- 2. Перемещение домиков на новые места в районы цветения медоносных растений обеспечивает насекомых нужным количеством сока. При этом увеличение меда (его выработка пчелами) идет естественным путем, и фермер получает прибыль, фактически «не прикладывая рук». Для окупаемости процесса необходимо, чтобы при кочевом образе жизнь пчел с 1 улья собиралось около 5-6 кг качественного продукта.
- 3. Сезон медосбора при кочевом пчеловодстве начинается ранней весной, задолго до выпуска рабочих насекомых пасечниками, имеющими в своих хозяйствах стационарные улья. А заканчивается сбор позже других, ведь можно отвезти пчел к растениям, которые хоть и расположены в отдалении, но еще медоносят. Это происходит из-за разного срока цветения деревьев, кустарников и цветов, сладкий сок в которых появляется в определенные месяцы и даже числа.
- 4. Самостоятельный выбор локализации домика для насекомых помогает фермеру-пчеловоду более детально обдумать, каков будет результат его продукции. Это позволит обеспечить надлежащее качество полученного меда.
Несмотря на преимущества мобильного жилища для пчел, необходимо осветить и минусы ведения кочевого хозяйства этим методом.
Недостатки перевозимых хозяйств:
- 1. Обязательно надо иметь в домике все необходимые материалы и приспособления постоянно. Ведь они нужны для успешного ведения хозяйства и ремонта. Пчеловоду придется жить без обычных бытовых удобств. Его основным жилищем становится маленький домик, палатка, «бытовка» или кабина автомобиля.
- 2. Пасечник должен отлично ориентироваться по карте, прекрасно знать места, где растут медоносы и когда они зацветают.
- 3. В обязанности фермера входит уход за домиками, контролирование и охрана пасеки от разнообразных посетителей. Не все хозяева могут с этим самостоятельно справиться, и они вынуждены нанимать работника. А это новые затраты.
- 4. Очень часто при перевозке пчел у хозяина пасеки требуют определенные документы. Эти бумаги необходимы для разрешения посещения какой-либо локализации, привлекательной для пчел. Их требуют при установке на этом новом месте ульев.
Об этой документации надо позаботиться зимой. А весной, к началу цветения первых медоносов пчеловод-кочевник должен подготовить транспорт и быть готов отправиться в путь.
Платформы для пчел своими руками
Не всех пчеловодов устраивают заводские конструкции прицепов, потому они задумываются, как сделать платформу для перевозки пчел своими руками. Взяв за основу автомобильный прицеп, пчеловоды чертят чертежи и по ним дорабатывают его, чтобы получилась полноценная платформа для перевозки ульев
Важное требование к такой платформе, чтобы ее ширина не превышала нормы прописанной в правилах дорожного движения. Прицеп удлиняют, чтобы повысить вместимость
Оптимальными считаются размеры 2,5 на 5,6 м.
Материалы и инструменты
При сборке конструкции понадобятся:
- Прицеп к легковому автомобилю;
- трубы с прямоугольным сечением 2,5 х 5 см всего 12 м и 2 х 4 см всего 24 м;
- уголки 3 шт., 4 х 1,8 м и 2 шт., 3,5 х 2,4 м;
- трубы 3 шт., 20 х 2,4 м;
- пластиковые панели 24 шт., 10 х 1,8 м;
- металлические листы;
- доски на пол;
- саморезы.
- Сварочный инвертор;
- дрель;
- болгарка;
- шуруповерт;
- угольник.
Пошаговая инструкция
Чтобы изготовить платформу для перевозки ульев своими руками, необходимо выполнить следующие действия:
Трубы с прямоугольным сечением приварить вдоль прицепа, чтобы удлинить конструкцию на 1 м.
Усилить амортизаторы и рессоры. Лучше, если на прицеп установить и то и другое.
Сделать раму 2,4 х 1,8 м используя трубу 2,5 х 5. Чтобы рама не деформировалась, нужно установить ребра жесткости из тех же труб, приваренных через 0,5 м по всей конструкции.
При помощи сварки скрепить раму с прицепом.
Сделать разметку в длину, чтобы платформа стала разделена на 3 одинаковые части.
В середине изготавливается выдвижная конструкция, рама которой сваривается из трубы с прямоугольным сечением 2 х 5 и тоже оборудована ребрами жесткости.
Используя уголки 4 х 60 разделить места под пчелиные домики.
На низ выдвигающейся рамы уложить металлический лист.
Чтобы рама легко выдвигалась, к ней приделываются подшипники.
Пол платформы собирается из досок, крепящихся саморезами.
На все углы конструкции, при помощи сварки, закрепить стойки высотой 1,55 м каждая.
Чтобы усилить крепление, к сцепляющему устройству платформы нужно приварить трубу 4 х 150 и пару уголков 4 см.
Из тех же уголков сделать каркас для крепления настила крыши. Закрепить на каркасе пластиковые панели
Можно применить герметик, чтобы крыша не протекала, но это не столь важно, так как основная ее функция — создать тень над ульями.
Свободное пространство под крышей можно оборудовать полками или ящиками, чтобы в них складывать мелкое оборудование или инвентарь пасечника.
Выполняя сварочные работы, необходимо каждый раз прикладывать угольник. Все углы должны быть прямые — 90 градусов. Иначе конструкция перекосится, выдвижная рама станет заедать, и придется все переделывать. Все размеры можно изменять, чтобы сделать платформу более удобной для индивидуального применения.
Поля медоносных растений зачастую локализуются на значительном расстоянии от жилища пасечника, вследствие чего он задумывается о приобретении прицепа для перевозки пчел.
При транспортировке ульев ставятся цели минимизировать их тряску и перевезти возможно большее количество пчелиных домиков за один раз. Возникает вопрос, какими характеристиками должен для этого обладать прицеп.
Изготовление
При умении пчеловода работать с металлом и собирать конструкции используя чертежи, тележку для перевозки ульев можно изготовить собственными руками. Но следует заранее понимать, что для того чтобы подъемный механизм функционировал правильно, придется постараться.
Так что если у пасечника нет столярного опыта и необходимых инструментов, проще и дешевле приобрести готовое приспособление. Так сразу отсеется вопрос, как сделать подобное приспособление.
Материалы
Чтобы сделать самодельную тележку для пчеловодства, позаботитесь о наличии:
- трубы профессионального использования, желательно квадратной формы, размеров 4х2, 3х2, 2,5х2,5;
- прут из нержавеющей стали;
- два вида болтов: М8, М6;
- несколько гаек;
- ролик с подшипниками;
- колеса для крепления;
- трос;
- катушка для намотки троса;
- пружины;
- ручки с прорезиненными вставками для удобства дальнейшей эксплуатации.
Инструменты
Чтобы изготовить тачку для пчеловода, потребуется наличие следующего инструментария:
- сварочный аппарат;
- защитные очки и рукавицы;
- рулетка;
- дрель;
- отвертка;
- кусачки по металлу;
- молоток.
Сборка
- Проведите детальные замеры, перед полным сбором подготовленной конструкции. Лучше всего начинать с рамы, так как это один из самых простых элементов. Для этого берутся профильные трубы, которые свариваются боковыми стойками. Внешняя часть стоек распиливается для того чтобы вверху и внизу установить болты, которые в свою очередь будут удерживать подшипник.
- К раме подсоедините четыре балки поперечного формата. При этом нижняя должна размещаться горизонтально по отношению к боковой стойке. А балка над ней должна быть без лишних стыков и промежутков. Единственным свободным отверстием будет место под болты. Третья балка крепится более надежно рядом с кронштейнами.
- После того как рама готова, можно приступать к сборке подъёмного механизма. Для этого на лицевую часть верхней поперечной трубы крепится подшипник, а сверху фиксатор. Это необходимо для того чтобы не выпадал трос.
- На лицевую сторону нижней поперечной трубы крепится катушка с рычагом. Прямо возле катушки делается стопор из куска стального прута. Теперь телега для пчеловода готова к последнему этапу.
Заключительный этап
На заключительном этапе сборки к конструкции собранной рамы и подъёмного механизма приделываются колеса. Если купленные колеса с кронштейнами шли без сборки, то к колесам прикрепляются кронштейны и крепко завинчиваются. Внешнюю часть колёсной оси можно закрепить гайками. К раме кронштейны присоединяются на стальные пластины квадратной формы.
И последним этапом собирается каретка. Необходимо уделить время каркасу, который дополняется подшипниками. Также дополняется конструкция боковыми зажимами и вилами. Эти детали служат держателями улия.
Внешняя часть вилки по желанию работника можно оставить гладкой или же сделать ребристой, чтобы груз лучше удерживался и не скользил. Зажимы установите по направлению к трубам. Вилка устанавливается в каретку и закрепляется болтами. На этом работу по изготовлению можно считать законченной.
Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев
Перво-наперво, полностью поймите своих пчёл и как они ориентируются на свои ульи
Это важно, потому что, если вы не примете это во внимание, вы потеряете пчёл
Пчёлы имеют радиус 3-5 км., но перемещение чего-либо более чем на 3 м
за раз может запутать пчёл, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности
Для больших миграций пчёлам нужно будет переориентироваться на локацию улья. Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение
Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение
за раз может запутать пчёл, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности
Для больших миграций пчёлам нужно будет переориентироваться на локацию улья. Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение. за раз может запутать пчёл, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности
Для больших миграций пчёлам нужно будет переориентироваться на локацию улья
за раз может запутать пчёл, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности. Для больших миграций пчёлам нужно будет переориентироваться на локацию улья. Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение
Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение.
Для перевозки ульев и пчёл используются прицепы различных конструкций и модификаций. Самые распространённые из них:
- легковой прицеп (прицеп легкового автомобиля);
- платформа;
- павильон.
Для транспортировки на небольшое расстояние, например, в пределах собственной пасеки или на соседний участок, можно воспользоваться обычной тележкой или просто ремнями. Конечно, здесь лучше заручиться поддержкой соседа или партнёра по пасеке. Рассмотрим виды самодельных прицепов для перевозки пчёл более подробно.
Прицеп легкового автомобиля
Прицеп легкового автомобиля используется для транспортировки ульев на небольшие расстояния или при небольшом количестве пчёл. Этот способ выделяется простотой и удобством, поскольку погрузить и выгрузить ульи здесь можно самостоятельно.
Профессиональные пчеловоды при транспортировке ульев пчелоприцепом на легковом ходу рекомендуют придерживаться таких рекомендаций:
Чтобы избавить прицеп и непосредственно пчёл от стресса и вибраций при перевозке, обязательно используйте солому или другой подобный материал в качестве подстилки на днище прицепа.
Распределяйте ульи правильно – их необходимо расположить параллельно бортам легкового прицепа.
Между ульями необходимо выдерживать определённый интервал. В большинстве случаев 10-15 см. будет достаточно.
Внимательно следите за поведением пчёл и положением улья непосредственно при погрузке и разгрузке
Выполнять работы необходимо с особой осторожностью.
Перевозите пасеку осторожно, максимум при 50-60 км/ч.
Правильно размещайте груз и обязательно зафиксируйте каждый улей ремнями.
Прицеп-платформа
Платформа для перевозки пчёл является наиболее популярным среди отечественных пчеловодов. Он представляет собой открытый прицеп с одной или двумя осями. Средняя вместительность такого прицепа – 50-60 ульев.
Среди основных преимуществ такого вида прицепа для пчёл выделяются следующие:
- платформа может иметь несколько ярусов в высоту, позволяя перевозить большее количество ульев за один раз;
- такой прицеп можно накрыть тентом или пластиковыми панелями, которые уберегут пасеку от дождя или прямых солнечных лучей;
- процедура погрузки и выгрузки сот значительно упрощена благодаря их вертикальному расположению.
Прицеп-павильон
Такой павильон для пчёл выделяется среди остальных тем, что он также является и место обитания пчёл. То есть для их перевозки достаточно просто подцепить павильон к автомобилю, и можно сразу отправляться в путь. В большинстве случаев такие павильоны вмещают 30-40 домиков для пчёл (по 5 штук с каждой стороны в 3 ряда).
Виды
Сейчас приобрести автоприцеп с документами и с разными комплектующими не проблема. Сделать это можно на Авито, отыскав соответствующие объявления.
Хотя я рекомендую выбирать прицепы заводского производства напрямую от заводов или их официальных магазинов.
Практика показывает, что по разумной цене доступен широкий выбор конструкций. Поскольку пчелиный бизнес в Краснодарском крае, в таких регионах как Волгоградская область и Ростовская область очень распространен ввиду хороших климатических условий, ассортимент прицепов постоянно увеличивается.
Это раньше пасечникам приходилось самостоятельно собирать прицепы на уазовском ходу и делать их из подручных материалов. Сейчас есть много отечественных и зарубежных фабрик, где вам готовы предоставить специально адаптированный вариант прицепа.
Все ТС для легкового автомобиля, с помощью которых можно транспортировать пчелиные дома, делят на 3 группы:
- обычные легковые прицепы;
- павильоны;
- прицепы-платформы.
Нас в большей степени интересуют модели на легковом ходу, то есть те, которые способны тянуть за собой обычные легковые машины, кроссоверы или внедорожники. Рассмотрим предлагаемые варианты и особенности их конструкции.
Легковые
Сюда относят традиционные бортовые прицепы, отличающиеся своей многозадачностью и функциональностью.
Но это вариант для дачников и владельцев скромной пасеки, насчитывающей буквально 5-8 ульев. Обусловлено это тем, что бортовые прицепы не предназначены для профессиональной перевозки, содержания и ухода за пчелами. Они помогут в тех случаях, когда нужно просто перевезти домики с места на место с последующей выгрузкой.
Если вам этот вариант подходит, тогда можете смело использовать следующие модели:
- Крепыш;
- Ижевские прицепы;
- Спутник;
- Кремень;
- Пчелка;
- Батыр;
- Трейлер;
- Тонар и пр.
Но это не совсем то. Все же речь идет о целой пасеке, где предусмотрено множество ульев и разного рода вспомогательного оборудования. Перевозить все это на обычном небольшом прицепе сложно и крайне неудобно.
Потому переходим к следующей категории.
Павильоны
Специальные конструкции, которые предназначены для транспортировки и постоянного содержания ульев. Их не надо оттуда выгружать, если вы приехали на то место, где пчелы смогут собирать пыльцу и делать мед.
Павильоны разделены на две зоны:
- бытовую;
- рабочую.
Это целый комплекс, предназначенный для жизни и работы самого пасечника, а также его жужжащих помощников. Самым оптимальным размером для рабочей зоны считается 2,5×5,6 метров. Этого хватит, чтобы разместить до 60 домиков в 2 ряда и по 3 яруса. Бытовая зона немного меньше.
Павильоны бывают нескольких типов.
- Передвижные. Мобильные, позволяют перемещать их с места на место по мере необходимости и при поисках более подходящих для сбора меда мест;
- Стационарные. Ставятся на продолжительный период времени, сами колесами не оснащаются;
- Кассетные. Могут быть стационарными и мобильными. Но их особенность состоит в принципе комода. Каждый улей имеет свой отсек, куда он вставляется.
Но тянуть за собой крупный павильон на обычной легковой машине не получится. Здесь уже потребуется полноценный грузовик.
Хотя с точки зрения эффективности и функциональности, для профессионального пасечника павильон будет оптимальным решением. Если у вас огромное количество ульев и вам нужно постоянно добывать мед, чтобы зарабатывать деньги, стоит потратить некоторую сумму денег и купить современный павильон. Лучше передвижного типа.
Прицепы-платформы
А теперь мы добрались до самого распространенного и популярного варианта для наших пасечников. Именно такими платформами, которые цепляются с помощью фаркопа к легковым автомобилям, пользуется большинство пчелофермеров.
Прицепы платформы могут иметь свои особенности:
- это двухосные прицепные ТС, которые отличаются устойчивостью;
- конструкции изготавливают с 1 ярусом и больше;
- на некоторых моделях предусмотрена крыша, защищающая от солнечных лучей и осадков;
- прицеп трясет минимально при транспортировке, что обусловлено легкостью ТС и высоким качеством подвески;
- домики для насекомых могут находиться на прицепе во время сезона сбора меда.
Упрощенный вариант павильона. Да, здесь нет бытовой зоны и специальной комнаты для пасечника. Плюс размеры не позволяют размещать такое количество ульев.
Но платформы стоят дешевле, что позволяет приобрести их в количестве нескольких штук, если есть необходимость в этом.
Как вы понимаете, выбор зависит от того, насколько часто вам придется перевозить ульи и сколько их у вас есть. Здесь хорошо себя могут показать прицепы для длинномерных грузов, если тратить деньги на специализированные ТС вы не хотите.
Конструкция и принцип работы
Работает простейшая пасечная тележка по следующему принципу:
- боковые зажимы сдвигаются к центру при фиксации улья;
- после того, как улей установлен, фиксаторы надежно закрепляют его на каркасе;
- для открытия зажима предусмотрен простой механизм – рычаг;
- можно при изготовлении снабдить каркас механизмом захвата в виде откидных вил, чтобы можно было легко захватить тяжелый улей – такие подъемники часто используются на автоматических подъемниках-транспортировщиках в супермаркетах.
Апилифт имеет простой принцип работы, но, многие пасечники отмечают серьезные недостатки:
- слабый крепеж;
- нет возможности подъема на третий ярус, не хватает высоты каркаса;
- заводские варианты не подходят для ульев разного размера и выдерживают вес не более 150 кг.
Простейший апилифт помогут сделать своими руками — чертежи и навыки работы со сварочным аппаратом.
Если решено делать данное приспособление, то предлагаем самые простой и надежный вариант, разработанный опытными пчеловодами. Материалы, необходимые для работы:
- квадратные трубы профильные 7 штук по 2 м и для усиления каркаса по углам необходимы пластины — 2,5 х 2.5 см – 4 шт.;
- болты с гайками – маркировка М6 и М8;
- колеса – 2 шт.;
- металлический трос;
- катушка с ручкой для намотки троса;
- ролики с подшипниками;
- ручки (удобней с резиновым покрытием);
- пружины;
- сварка.
Делаем простую тележку пчеловода, придерживаясь пошаговой инструкции.
Как пчёлы реагируют на переезд
При транспортировке медоносные насекомые проявляют беспокойство вследствие изменения привычной обстановки. Любые посторонние звуки (гул машины), тряска при езде, замкнутое пространство, — всё это заставляет их разнервничаться. В этом случае обменные процессы ускоряются, и потребность в кислороде возрастает во много раз. Они будут пытаться найти щель и вылететь наружу.
Возбуждённое состояние приводит к повышению температуры в улье, большему расходу мёда и повышению влажности. При высоких температурах соты могут оборваться и придавить собой обитателей улья, среди которых может оказаться и матка. В жаркую погоду без должной вентиляции пчёлы могут погибнуть вследствие запаривания.
Самостоятельное изготовление прицепа
Готовые промышленно изготовленные пчелоприцепы зачастую представляют собой сложные конструкции и оснащены многими специальными приспособлениями – погрузчиками, лифтами, устройствами для откачки меда и тому подобными. Их главный недостаток – цена, поэтому многие пчеловоды конструируют и собирают такие прицепы своими руками.
Основа для прицепа может быть любой – одно- и двухосной, от трактора или легковой машины, это может быть также самодельная конструкция с заводской ходовой частью. Главные требования к конструкции:
- предусматривается прочное закрепление рамок и защита от раскачивания;
- расстояние между ульями – не менее 10 см для вентиляции и доступа воздуха;
- рамки должны располагаться параллельно переднему борту;
- все дополнительные элементы конструкции (лесенки, откидные борта, отсеки для инструментов) необходимо предусмотреть заранее.
При наличии обычного легкового автоприцепа с бортами можно относительно легко и недорого сделать транспорт для перевозки пчел:
- Подготовка основы прицепа. Необходимо предварительно измерить размеры ульев и платформы, чтобы оптимально использовать пространство. Площадку можно удлинить или надстроить, чтобы вместить нужное количество ульев, но при этом для перемещения по трассам необходимо соблюсти требования к габаритам, весу и прочим техническим особенностям, а также оформлению транспорта. Прицепу нужно обеспечить максимально плавный ход, отрегулировав рессоры и уменьшив его вес.
- Каркас или поддоны для ульев. Из фанеры и деревянных брусковисходя из размеров ульев нужно сделать секционные рамы. Для некоторых пчеловодов оптимальным вариантом в отношении погрузки и разгрузки будут контейнерные рамы на 4–6 ульев. Летки в них будут направлены в разные стороны.
- Скрепление ульев. Для фиксации ульев и их частей используются ленточные (стальная лента с запорным устройством), ременные (прорезиненая ткань с крючком) и ульевые (соединяют части улья) скрепы. За неимением специальных скрепов используются деревянные рейки.
При наличии прицепа в виде будки можно собрать свой павильон – передвижную пасеку без необходимости разгрузки ульев.
- Сделать каркас для размещения ульев. Оптимальной будет конструкция из двух рядов ульев в два яруса с проходом посередине. Для его изготовления используются деревянные бруски, стальные уголки, фанера.
- Сделать отверстия в бортах прицепа, чтобы они соответствовали местам расположения леток.
- Тщательно закрепить улья так, чтобы избежать падения или лишних вибраций при движении.
Не существует идеальной конструкции прицепа для перевозки пчел. В зависимости от транспорта, дорожных условий, требований пчеловода и прочих факторов удобными могут считаться как простые открытые платформы, так и специально оборудованные кассетные павильоны. Цена на готовые пчелоприцепы может достигать сотен тысяч рублей, и многие пчеловоды предпочитают делать их своими руками, используя в качестве основы тракторные телеги, легковые прицепы и даже самодельные конструкции. Многие из них по своим характеристикам и требованиям безопасности ни в чем не уступают промышленным образцам.
Как сделать прицеп для перевозки пчёл своими руками
Каждый пчеловод знает, что смена местоположения ульев является одним из главных условий для нормального функционирования и развития пчелиных колоний. Кроме того, изменение среды обитания влияет на качественные показатели мёда. Часто медоносные поля располагаются вдали от пасеки, и пчёлам сложно преодолевать длинный путь.
Далёкие вылеты также влияют на производительность труда медоносных пчёл, ведь чем дальше они летают за нектаром, тем меньше сбор мёда. Чтобы улучшить качественные показатели медосбора и увеличить популяцию, перевозку пчелиных ульев необходимо осуществлять осенью или весной, что существенно уменьшит потери среди насекомых при переезде.
Пчёлы испытывают меньший дискомфорт, ведь температура внутри домика будет снижена. Перемещать пасеку нужно в направлении региона, где растёт как можно большее число различных медоносов — чем больше цветущих культур расположено вблизи ульев, тем больше сбора получит пасечник.
Важно! Необходимо соблюдать минимальное расстояние перевозки ульев в 4 км, иначе некоторые пчёлы будут возвращаться на прежнее место, и это может разрушить колонию
Для изготовления платформы необходимы следующие материалы и инструменты:
- труба профильная 25×50 мм — 12 м;
- труба профильная 20×40 мм — 24 м;
- уголки 4×180 мм —2 шт.;
- уголки 4×60 мм —10 шт.;
- железные петли — 10 шт.;
- труба круглая 20×240 мм — 3 шт.;
- панели из пластика 10×180 см — 20 шт.;
- лист стали, размер которого рассчитан по чертежу в зависимости от габаритов изделия;
- подшипники — 8 шт.;
- фанера толщиной в 16 мм для формировки дна в прицепе;
- сварочный аппарат.
Изготовление платформы необходимо начать с удлинения рамы на 1 м профильной трубой и установки ходовой части на прицеп.
Знаете ли вы? Пчела способна распознать запах цветка на расстоянии 1 км.
Пошаговая сборка платформы:
- Из профильной трубы 25×50 мм сделать раму размерами 2,4×1,8 м. Чтобы обеспечить прочность конструкции, через каждые 0,5 м поперечно приварить трубы меньшего сечения (20×40 мм).
- Используя сварочный аппарат, приварить полученную конструкцию к повозке. Произвести разметку полученной платформы на 3 части.
- Для расположения пчелиных домиков внизу платформы сконструировать выдвижные салазки.
- Раму для салазок изготовить из профильной трубы 25×50 мм.
- Используя 10 уголков 4×60 см, которые крепятся к днищу конструкции, распределить места для ульев, по 5 с каждой стороны.
- По обе стороны бортов установить по 5 железных петель для стягивания ульев.
- Днище рамы выстлать листом стали.
- Подшипники рассредоточить по раме для обеспечения подвижности салазок.
- Днище платформы укрыть поверх стального листа фанерой.
- По углам рамы приварить стойки из профильной трубы 20×40 мм высотой 1,55 м.
- На месте расположения салазок с каждого бока платформы установить по 2 стойки из профильной трубы 20×40 мм высотой 1,65 м.
- Дышло полученной конструкции укрепить круглой трубой размером 20×240 см, пропуская её к середине платформы.
- Под наклоном приварить по 2 уголка размером 4×180 см к дышлу.
- Из оставшихся уголков соорудить навес, покрыть его панелями из пластика.
Что необходимо для кочевья
Даже если кочевая будка не используется, ее функции должен выполнять отсек в автомобиле или в прицепе. А вообще стандартный набор – это будка, прицеп и тягач. По новым требованиям с собой берут и поилки.
Сборник
Воду для поилок лучше получать из водосборников.
Транспорт
Без категории E можно транспортировать прицеп массой до 750 кг. Поэтому следует:
- Открыть категорию E;
- Или переоборудовать автомобиль категории C;
- Или в качестве тягача использовать трактор (нужно удостоверение).
Пустой корпус Дадана весит 22 кг, пустой прицеп – от 300. Даже категория BC здесь бесполезна.
Инвентарь
Высота расположения корпусов над землей зависит от влажности, температуры и ландшафта. Могут понадобиться складные подставки. Оборудование, которым располагать обязательно:
- Основной и запасной дымарь;
- Столярный инструмент;
- Пульверизатор;
- Роевня;
- Пустые ульи;
- Весы в кожухе;
- Фонарь.
Если пчеловод остается на пасеке, с собой берут все необходимое для организации быта.
Ниже будет указано, что входит в наполнение пчеловодческих домиков.